Операционный риск банка. Управление и минимизация рисков

В целях ограничения операционного риска в соответствии с видами операционного риска, банками осуществляются определенные меры.

Методы минимизации основных рисков

Технический и IT-риск

  • резервирование (дублирование) наиболее критических систем и устройств;
  • архивирование для оперативного восстановления;
  • обеспечение бесперебойного электропитания наиболее важных устройств;
  • внедрение мер информационной безопасности, антивирусной защиты, контроля и ограничения доступа;

Методологический риск

согласование всех издаваемых в банке локальных нормативных актов со всеми заинтересованными подразделениями.

Риск оперативной деятельности минимизируется

  • проведение анализа эффективности новых услуг, оценка рисков, связанных с их внедрением, и контроль соответствия законодательству;
  • периодический пересмотр лимитов, установленных на конкретных должностных лиц банка (при их наличии).

Читайте также: Внешние и внутренние риски: производственные, коммерческие, финансовые

Учетный риск

В целях минимизации учетного риска банк принимает следующие меры

  • регламентация отдельными актами порядка и перечня лиц, имеющих право на подписание расчетно-кассовых документов;
  • допуск к работе кассовых работников после принятия зачетов;
  • закрепление за каждым учетным работником группы бухгалтерских счетов;

Риск операции

  • установление актами определенного перечня должностных лиц, уполномоченных подписывать (визировать) расчетно-денежные документы, распоряжения;
  • предоставление лимитированных прав доступа к информационной сети банка определенному кругу должностных лиц;

Читайте по теме: Что такое операционная прибыль? Расчет по формуле

Риск неверной организационной структуры банка

  • организация максимально коротких звеньев управления (вертикалей);
  • предоставление доверенностей на совершение отдельных видов операций (сделок) определенному кругу должностных лиц.

Правовой риск

  • формирование базы типовых договоров по всем основным банковским операциям и услугам;
  • регламентация в локальных нормативных актах порядка проведения правовой экспертизы финансируемых сделок;
  • предварительная (до момента вступления в силу) оценка правовых актов; проведение соответствующих обучающих семинаров с работниками банка.

Риск персонала

  • назначение на должности лиц, отвечающих соответствующим квалификационным требованиям, установленным в разрезе категорий должностей в части образования, стажа работы в банковской системе;
  • прием на работу новых сотрудников после тщательной проверки службой безопасности личности и предыдущей деятельности претендента;
  • закрепление функциональных обязанностей, сферы компетенции самостоятельных и несамостоятельных подразделений в положениях о структурных подразделениях;
  • организация периодических зачетов по отдельным направлениям работы;
  • организация обучения сотрудников;
  • внедрение практики проведения корпоративных мероприятий.

Риск управления и неправильных управленческих решений

  • распределение функций в процессе управления и принятия управленческих решений по банковской деятельности между Общим собранием акционеров, советом директоров, правлением, председателем правления, комитетами и отдельными должностными лицами;
  • внедрение практики принятия коллегиальных решений по всем наиболее ответственным и масштабным вопросам

Риск внутреннего мошенничества

  • закрепление за работниками ответственности за сохранность ценностей, а также хранение печатей, штампов, пломбиров, ключей и т.д.;
  • периодическое проведение ревизий ценностей;
  • организация последующего контроля отражения в бухгалтерском учете всех проводимых операций и сделок;
  • проведение соответствующих расследований службой безопасности.

Риск внешнего мошенничества

  • выявление подозрительных операций, осуществляемых клиентами, подлежащих особому контролю;
  • осуществление проверок кредитоспособности, деловой репутации, кредитной истории контрагентов банка по кредитным операциям;
  • организация пропускной системы для клиентов и посетителей банка.

Читайте также: Классификации активов по степени риска

Имущественный риск и риск форс-мажорных обстоятельств

  • организация охраны здания и имущества банка – собственными силами и с привлечением соответствующих организаций;
  • регламентация порядка эвакуации документов и ценностей из здания банка и действий сотрудников при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • организация нескольких мест хранения документации банка при чрезвычайных ситуациях;
  • создание резерва основных программно-технических средств;
  • организация автономного электропитания банка в аварийных ситуациях.

Loading...Loading...

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *