Что такое емкость рынка? Оценка и расчет

Емкость рынка обозначает обороты определенного рыночного сегмента. Стоит учесть, что размер рынка в определенном регионе можно выразить на основе таких показателей, как валюта, объем или единица товаров.

Расчет емкости рынка необходим для осуществления многих процессов, особенно при продвижении нового товара, отслеживании текущих позиций, а также при принятии важных инвестиционных решений и построении планов об освоении дополнительных потребительских сегментов.

Емкость рынка бывает нескольких видов, в частности:

  • Потенциальной. Данный вид основан на максимально развитом спросе среди покупателей. Потенциальная рыночная ёмкость представляет собой максимально возможный объем рыночного сегмента, который рассчитывается с учетом того, что покупатели активно используют конкретную категорию товаров.
  • Фактической. Это реальный размер рынка, который вычисляется на основе текущего спроса среди потребителей.
  • Доступной.

Данный вид олицетворяет собой объем рынка, который может занять предприятие с учетом имеющейся продукции, аудитории и ценовой политики. При расчете в качестве покупателей рассматриваются исключительно те потребители, которые отвечают параметрам выбранной целевой группы.

Что влияет на данный показатель?

Существует ряд факторов, которые активно влияют на показатели ёмкости рынка, включая:

  • Степень того, насколько рынок освоен.
  • Уровень подвижности спроса.
  • Присутствие в рыночном сегменте аналогичного товара или продуктов с похожими свойствами.
  • Уровень эффективности продвижения продукции и затраты на рекламную кампанию.
  • Качество и основные характеристики продуктов.
  • Изменение цен.
к содержанию ↑

Что следует знать для расчета?

Для вычисления объемов конкретного рынка нужно узнать с помощью маркетинговых исследований следующие факторы и показатели:

  • На протяжении какого периода необходимо рассчитать ёмкость. Это может быть как месяц, так и квартал или год.
  • Установить границы, то есть на территории какого региона следует вычислить рыночную долю.
  • Критериями могут быть возможный уровень потребления или производства.
  • Выбрать целевую аудиторию.
  • Определиться с товарной группой и единицей измерения.
к содержанию ↑

Какие существуют методы расчета?

Для расчета размера рынка можно воспользоваться тремя методами:

«Снизу-вверх»

Данный способ является наиболее распространенным и определяет размер рынка на основе текущих показателей потребительского спроса. Чтобы определить данный показатель, следует суммировать все ожидаемые покупки конкретного продукта целевой группы на протяжении определенного промежутка времени.

Для вычисления результата в количественном выражении используется формула:

  • Ёмкость рынка за указанное время N в тыс. шт.=Количество аудитории в тыс.чел. *потребление продукции за конкретный период N.

Для расчета результата в денежном выражении следует применить формулу:

  • Размер рынка за указанное время N в валюте=Количество целевой группы в тыс.чел. *среднюю цену одной товарной единицы*норма потребления продукции за конкретный временной промежуток N.

Для того чтобы узнать результат в объемах, необходимо воспользоваться формулой:

  • Размер рынка за время N в единице объема=Количество целевой группы в тыс.чел. *средний объём одной товарной упаковки*норма потребления продукции за временной промежуток N.

«Сверху-вниз»

Второй метод основывается на показателях внутренних продаж всех участников определенного рыночного сегмента, полученных за обозначенный период времени. Если рынок отличается масштабностью и большим количеством игроков, то для вычислений можно взять несколько лидирующих компаний. Чтобы получить необходимую информацию о продажах, можно воспользоваться результатами открытых отчетностей или же опросов.

Для вычислений необходимо использовать формулу, которая выглядит следующим образом:

  • Размер рынка=Общая сумма продаж участников рыночного сегмента, которая выражена в розничных ценах.

От реальных продаж

Многие исследовательские центры используют именно данный метод, который заключается в отслеживании продаж определенных товарных категорий. Для этого используются реальные чеки покупателей. Метод «от реальных продаж» подходит только для крупных сетевых магазинов, представленных на территории страны. Для применения такого способа с сетью магазинов заключается специальное соглашение. Стоит отметить, что данные, полученные таким способом, можно экстраполировать на всю страну.

Реальные продажи

Реальные продажи

Благодаря универсальной методике можно проанализировать динамику рынка, а также оценить такие показатели продаж за обозначенный период времени, как количество товаров, стоимость и объемы.

Показатели ёмкости рынка являются важной частью эффективного планирования и прогнозирования дальнейшего развития предприятия. Расчет данной величины позволяет принимать грамотные управленческие решения, определять стратегические действия и рационально увеличивать масштабы производства.


(Оценок: 2, в среднем: 10,00 из 10)
Loading...Loading...

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

CAPTCHA image
*