NetworkingCatalyst

Фокус-группа. Исследуем ЦА правильно

Фокус-группа – самый распространенный качественный метод по сбору необходимой информации. Понятие «фокус-группа» сокращенно можно считать «сфокусированным интервью».

[contents]

Такое необычное название в 1946 году предложили М. Фиксе, Р. Мертон и П. Кендалл. Многие представители разных социологических школ по-своему характеризовали этот метод. Но несмотря ни на что, некоторые принципы и подходы остаются устойчивыми и по сей день. Т. Гринбаум говорит, что такого рода исследования включают следующие определенные элементы.

Отличительные особенности фокус-группы

[ads_top]

Присутствуют несколько респондентов, которые обычно собираются в конкретном месте.

Взаимные действия участников. Если обратить внимание на другие типы исследований, то можно отметить, что дискуссия проходит с искаженными ответами. А заседания фокус-групп показывает субъектов, взаимодействующих друг с другом.

Профессиональный модератор осуществляет полный процесс обсуждения. Он помогает направить групповую дискуссию к определенным целям, которые в основном ставят перед собой на начальной стадии.

Фокус-группы пользуются специальным сценарием. Его основным назначением является фокусирование на проблеме, а также направление на заданную тему. Этот сценарий должен направлять участников на правильные и четкие высказывания, хотя они зачастую бывают спонтанными, а также непосредственно на групповую динамику.

По сути, фокус-группа – это такая методология, которая позволяет проникнуть в глубокие мотивационные пласты поведения человека, его переживаний, надежд, ожиданий, личных особенностей. Она помогает высветлить его мысли об обсуждаемом вопросе, мотивы и различные факторы.

Проведение фокус-группы

Проведение фокус-группы
Проведение фокус-группы

Фокус-группа обычно включает в себе от шести до двенадцати человек. Они должны сосредоточиться на решении определенного круга проблем. Такую беседу обычно фиксируют звуко- или видеоаппаратурой.

Такая дискуссия длится около трех часов. Продолжительность зависит именно от поставленной цели в данном исследовании. Для его проведения лучше всего подходит вечернее время или любой выходной день.

Необходимо выбрать более светлое, просторное помещение, с удобными низкими столиками или одним круглым крупным столом. Обстановка должна подходить для каждого участника и желательно быть нейтральной, то есть без очень ярких окрасок, с отсутствием неких негативных стимулов.

Помещение для проведения фокус-группы должно иметь туалетную комнату, раздевалку, место, где можно взять передышку и выпить чашечку кофе.

Также желательно, чтобы в наличие была демонстрационная доска, с ее помощью можно рассматривать разные образцы, плакаты, схемы, таблицы. Еще в процессе исследования могут пригодиться карандаши, ручки, бумага, ножницы, клей, маркеры, фломастеры и другие предметы.

Выделяют такие основные этапы по проведению фокус-группы:

[ads_body]
  • «разминка»;
  • обсуждение;
  • заключительный этап дискуссии.

Методы анализа поведения фокус-группы

В первую очередь следует сделать расшифровку видео- и аудиозаписей, составить стенографический отчет, представляющий переработанную запись фокус-группы, которая позволяет запечатлять каждую невербальную реакцию участников, данные модератора и его помощников. Также необходимо выяснить принципы и характерные особенности в выставленных оценках и различных мнениях.

Существуют такие необходимые методы, которые зачастую применяют в этом длительном и важном процессе беседы:

  • Контент-анализ.
  • Метод анализированного контекста.
  • Дискурс-анализ.
  • «Горизонтальный» и «вертикальный» методы анализа исследования.

Участникам исследования предстоит сравнить полученные результаты с другими данными похожих видов исследований, которые уже подвергались экспертной оценке.

Фокус-группа, как один из методов исследования целевой аудитории

Фокус-группы предназначаются для выявления спектра неких мнений по обсуждаемой проблеме, поиска объяснений поведения каждого человека в конкретной сфере деятельности.

Успешность исследования в основном зависит от различных методических и организационных факторов. Самыми важными являются:

Подготовка: данное исследование предполагает написание программы, подготовку команды, набор респондентов, написание организованного плана.

Процесс: здесь важно создать необходимые процедурные моменты. Обсуждения следует начать с определенного открытого вопроса, который смог бы раскрыть характер каждого участника, разнообразить его точку зрения. А вот закрытые вопросы подойдут для завершения дискуссии, они позволят сфокусироваться на отдельных аспектах важной проблемы. С помощью стенограммы осуществляются анализ и отчет по выполненной работе.

Конец беседы: модератору предстоит напомнить о целях дискуссии, обобщить сказанное участниками, поблагодарить их и попрощаться.


Метод фокус-группы – это особое глубочайшее интервью, которое проводится в форме дискуссии в связи с возникшим проблемным вопросом. Данный метод является гибким и качественным по сбору необходимой социологической информации.


(Оценок: 1, в среднем: 9,00 из 10)
Loading...Loading...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*